«Казачество есть кровь от крови, плоть от плоти русского народа. В нем, часто в обостренной форме, отражаются как положительные, так и отрицательные черты характера народа, выделившего казачество из своей среды», так говорил о казачестве генерал –лейтенант А.С. Лукомский, участник первой мировой войны, герой Брусиловского прорыва, инициатор внедрения авиации в армию и т.д. и.  Ему вторит Митрополит Евлогий  (руководил массовым открытием в Галиции православных приходов, что привело к его обвинению частью российского общества в «русификации»…., боролся против автокефалистского движения  на Украине   : «история знает много грехов казачества… разные бунты, мятежи…. Но эти грехи казачества искупаются его крепким, здоровым национальным чувством и глубокою преданностью святой Православной Церкви. Душа казачья всегда была, есть и останется русской и православною».

        До революции 1917 г. казаки расширяли границы государства российского, участвовали в войнах, прославляя себя и государство своими подвигами: «За Веру, Царя и Отечество». Воевали казаки славно и жили богато, свободно. Но не все. Только 23.8% из общего количества казаков считались зажиточными, остальные середняки да бедняки.  

         К 1917 году общая численность казачества составляла 4,4 млн. человек в 11 казачьих войсках.

        Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены.  Но на фронтах Первой мировой войны находилось около 300 тыс. казаков. 

        Революция. Наступившая в 1917 году революция расколола российское общество и породила братоубийственную войну, воинствующий атеизм и репрессии мирного населения. В борьбе за власть большевики вначале активно пытались привлечь на свою сторону и казаков, но, столкнувшись с неприемлемостью для большей частью казачества новой идеологии, быстро перешли к политике геноцида и репрессий. В число Новомученников и исповедников Российских были вписаны и имена священнослужителей, тесно связанных с казачеством:

•священномученик архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр;

•священномученик епископ Селенгинский Ефрем, потомственный забайкальский казак;

•священномученик архиепископ Воронежский и Задонский Захария;

•священномученик иерей Василий Колмыков и многие другие.

           Гражданская война в России расколола общество, в т.ч. и казачество на два непримиримых лагеря. За советскую власть сражались красные казачьи формирования под командованием С.М. Будённого, Б.М. Думенко, Н.Д. Каширина, Ф.К. Миронова и другие (менее 10 % казаков). В рядах Белого движения казаки действовали в Донской армии, Кубанской армии, в войсках Б.В. Анненкова, Г.М. Семёнова и др. К декабрю 1919 года на фронте, протянувшемся на 400 верст от Харькова до Орла, белый казаки потеряли около 50% своего состава. Примерно столько же и красные.

          Расказачивание. Согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления», и казакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью», инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. М. Свердлова.  Полностью пройдя свой путь на Голгофу через кровавые, жестокие события новой русской смуты, в полной мере испытав на себе жуткие проявления бесчеловечной большевистской политики «расказачивания» и пережив страшный голод 1921 года, казачество оказалось практически обескровленным. Потери казаков на полях сражений, от эпидемий, террора и голода в процентном отношении к общей численности населения страны многократно превзошли аналогичные показатели всех других народов бывшей Российской империи. Общие потери только наиболее дееспособного мужского населения в некоторых казачьих войсках доходили до 50% от его довоенной численности. В эти же годы от лишений, массового террора погибли сотни тысяч ни в чем не повинных казаков – стариков, женщин и детей. По окончании Гражданской войны более 100 тыс. казаков оказалось в эмиграции. От 25до 70 % казачьего сословия России было уничтожено.

      Приблизительно 10 % ушло на Запад, Китай, около 10% мимикрировало под красных, в т.ч. 24,6 % беднейшего казачества, часть (из 51.6%) казаков из числа середняков, подавшись на агитацию большевиков перешло на сторону революции. .

       С 29 февраля по 6 марта 1920 года в Москве состоялся Первый всероссийский съезд трудовых казаков, на котором присутствовало 466 делегатов: от Оренбургского войска – 169, от Донского – 122, от Сибирского – 79, от Уральского – 21, от Астраханского – 7, от Семеречинского – 4, от Кубанского – 2, от войсковых частей – 51, от иногородних – 11. Съезд признал, что казачество – неотъемлемая часть русского народа и основная задача трудовых казаков состоит в том, чтобы в тесном союзе с рабочим классом и крестьянством бороться за упрочение Советской власти. Съезд постановил, что советское строительство в казачьих областях должно проводиться на основе Конституции 1918 года, а землеустройство – в соответствии с действующими положениями Советской Республики. На съезде было избрано 18 представителей в состав Казачьего отдела ВЦИК, председатель которого уже являлся членом Президиума ВЦИК (14, с. 248, 447). Выступавший на съезде М.И.Калинин попытался объяснить делегатам, что политика расказачивания принесёт казакам только благо: «Расказачивание состоит…в том, чтобы в казачьих областях были проведены железные дороги, чтобы с казачьего населения были сняты особые военные повинности» (29, с. 40). К 1926 году на Дону оставалось не более 45% прежнего казачьего населения, в других войсках - до 25%, а в Уральском войске - лишь 10%.  Был уничтожен и выброшен из страны весь цвет казачества старше 50 лет - хранителей традиций.  

      В  комментарии к этому съезду остается только добавить: …казак, который не знает своей истории, обречен на поражение, вырождение и увымирание»».    Так и получилось.

      Казаков скосили в три приема-   гражданская война, расказачивание, коллективизация.

      Победили «Прости Господи» : …. «красные дьяволята». Вся страна распевала песню, не понимая, ее смысла: … « а солдатка живет много лет одна, отдохнул у нее сатана, через год на печи ложками звенят(стучат), может пять, может семь сатанят.  Пол села сатанят скоро набралось».  И так по всей Руси грешной.

      После Съезда началось становление советского народа.  Хотя в этот период Советская власть ещё старалась осторожно подходить к казачьему вопросу, так как казачий боевой ресурс был крайне необходим для будущей войны с Польшей. Прошла мобилизация в Красную армию и в казачьих станицах.  Передышка была непродолжительной, и на казачьих территориях вновь заработала машина государственного террора. Особенно тяжелая ситуация складывалась на Тереке.  В апреле 1920 года было принято решение о выселении 9 тысяч казаков-сунженцев из уже передаваемых ранее ингушам станиц Тарской, Аки-Юртовской и Сунженской. Несколько успокоило казаков постановление ВЦИК, вышедшее в августе 1920 года, в котором говорилось, что «земельная реформа считается законченной и впредь никаких выселений в порядке земельной реформы не будет».

        В ходе подготовки к   войне  Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1936 года были сняты ограничения на службу казачества в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)[70]. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года:  «пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Будённый, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины… Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину…»

           В 1936 году была утверждена парадная военная форма для казачьих частей. Именно в этой форме и шли казаки на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Первый парад в составе РККА с участием казачьих частей должен был пройти 1 мая 1936 года. Однако, в силу разных причин участие в военном параде казаков было отменено. Лишь 1 мая 1937 года казачьи подразделения в составе РККА прошли военным парадом по Красной площади.   

      В ходе Великой отечественной войны казаки проявили массовый героизм, защищая свою Родину от иноземных захватчиков. Но это уже другая тема, которая потребует большего времени, чем отведенное на настоящую тему. После войны еще говорилось о казачестве: повсеместно звучали слова песни: … «едут, едут по Берлину наши казаки…»,   «счастливые казачки- колхозницы «хомутали» счастливых казаков-колхозников»….,на богатых колхозных базарах.  Становления советского народа продолжалось невиданными до сих пор темпами. Во всевозможных анкетах, представляемых при устройстве на работу, учебу, военную службу бывшие представители –потомки славных казачьих родов представляли своих родителей как «рабочих», «колхозников» и т.д.

       Казачества в Советском Союзе не стало.

      И вот 90-е годы. Развал Советского Союза.  Неизвестно по мановенью чьей руки, вдруг выделяется помещение для проведения казачьего Круга, собираются молчавшие доныне о своем происхождении родовые и неродовые казаки (кто по матери, кто по отцу, некоторые по чувству крови, будоражащей новизной обстановки, возможностью проявить себя).  И появляются «казачьи» лидеры   из « вертухаев», не вписавшихся в новое общество бывших комсомольских и коммунистических деятелей и , просто как в любое революционное  время, мошенники, желающие погреть руки на новом поприще. Вот и поплыли по необъятной Руси-Матушке всевозможных мастей и организаций казачьи подразделения, различные союзы, «войска». Хотя все эти «войска» по своей сути мыльные пузыри, т.к.  ни по своему составу, ни по количеству, ни по мобвозможностям и ресурсам ни в коей мере не отвечают   понятию «войска», ни дореволюционного, ни тем более современного.  Все эти «Войска» ни более и не менее простые общественные организации любых граждан России, достигших 18 лет. Вход и выход из которых в соответствии с их уставами – свободный.  Зарегистрированные в соответствии со Статьей 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, которая определяет общественные объединения как созданные на добровольной основе, некоммерческие, самоуправляемые формирования имеющих общие интересы граждан, объединившихся для достижения общих целей. Члены этих организаций-физические лица- как правило работники тех или иных организаций, так как вынуждены зарабатывать деньги для прокорма себя и своей семьи, а общественной работой могут заниматься в свободное от основной работы время.  

   Появляются само названые «казачьи» генералы, Маршалы, и т.,д., увешанные с ног до головы  ими же самими изобретенными орденами и медалями- Атаманы (Верховные Атаманы) )несуществующих казачьих войск, подразделений_ на что фантастики хватает. И полетели по России и ближайшему зарубежью современные «казачьи Хлестаковы», будоража местных чиновников и теша их мыслью получения новых дотаций и порядка распила их на себя, объявляя общественности, что на казачьи нужды.

        Российское казачество в настоящее время представлено казачьими обществами и общественными объединениями казаков. В Российской Федерации зарегистрировано 1440 казачьих обществ, общая численность членов войсковых казачьих обществ в 2010 году составила 452424 человек.

    По данным Мин региона России, примерная общая численность членов общественных объединений казаков составляет около 20 тыс. человек.  Хотя по словам руководителя лишь одной их таких общественных организаций «Союз казаков», только в его организации количество членов достигает более 1500 тысяч человек (вместе с членами семей). 

      Дабы не допустить создания единого свободолюбивого и своенравного казачьего соединения, срочнейшим образом создаются так называемые «реестровые» войска. Аж целых 11. Шьётся нового вида, если ее можно так назвать, «казачья реестровая форма.» А вся атрибутика: чины, должности, погоны и т. д. передираются с царственного Указа Александра III.   Интересно по какому международному или иному праву ФАДН или предшествующие ему и бесследно исчезнувшие организации, получили возможность переписать с царских точняков новые реестровые указы и директивы.  Во-вторых, в уставах реестровых Войск существуют требования к минимальной численности, необходимой для регистрации в государственном реестре. Реальное количество реестровых казаков в хуторских, станичных и городских КО, как правило, не соответствуют официальному. На практике многие формальные члены реестра являются скорее мертвыми душами, на которых станичные атаманы могут ссылаться, доставая из стола стопки заполненных заявлений с просьбой принять гражданина «в казаки».

     Вот 18 ноября 2010 г. на совещании Минрегиона Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Александр Журавский опубликовал доклад о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.  Согласно его данным, на территории 72 субъектов РФ в настоящее время действуют 11 войсковых КО, в которых числятся 506 тысяч казаков. Численность войсковых КО распределяется следующим образом:

1. Кубанское войсковое КО – 146 тысяч человек – 29%;

2. «Всевеликое войско Донское» — 126 тысяч человек – 25%;

3. «Центральное казачье войско» — 75 тысяч человек – 15%;

4. Енисейское войсковое КО – 66 тысяч человек – 13%;

5. Терское войсковое КО – 30 тысяч человек – 6%;

6. Оренбургское войсковое КО – 25 тысяч человек – 5%;

7. Волжское войсковое КО – 14 тысяч человек – 3%;

8. Забайкальское войсковое КО – 6 тысяч человек – 1%;

9. Сибирское войсковое КО – 6 тысяч человек – 1%;

10. Уссурийское войсковое КО – 6 тысяч человек – 1%.

11. Иркутское войсковое КО – 4,5 тысяч человек – 1%;

.       Социальный портрет казачества по результатам всероссийского   социологического опроса предстает в следующем виде. По возрасту среди считающих себя казаками на 4,3% больше людей среднего возраста (от 30 до 49 лет) и на 5,3% меньше молодежи (до 30 лет), чем среди остального населения. Средний возраст атаманов 47 лет. По образовательному уровню среди казаков на 3% меньше людей с высшим и неполным высшим образованием и на 2,9% больше имеющих среднее профессиональное образование. По роду занятий казаки представлены во всех профессиональных группах, причем в большинстве групп в равной степени с остальным населением. Значимое различие наблюдается только в одной профессиональной группе. Среди казаков на 6,3% больше работников сельского хозяйства и фермеров. Среди казаков 53,6 % составляют горожане.

        Читая эти данные встает вопрос: для чего пытаются возродить казачество?   Для того чтобы со сцены веселить новых нуворишей?  Чтобы охранять российские границы? Но для этого есть профессиональные пограничные войска.   Чтобы создать какие-то особые казачьи подразделения в составе Российских вооруженных сил?  Но наличия мобресурса того  или иного реестрового войска не хватит для формирования полновесного воинского подразделения.   Поэтому и существующие казачьи воинские подразделения формируются в основном из числа граждан России, пригодных для прохождения службы   в этих подразделениях независимо их от принадлежности к казачеству.

         И реестровое казачество и общественники-   это общественные организации, зарегистрированные в соответствии со Статьей 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, которая  определяет общественные объединения как созданные на добровольной основе, некоммерческие, самоуправляемые формирования имеющих общие интересы граждан, объединившихся для достижения общих целей. Члены этих организаций-физические лица- как правило работники тех или иных организаций, так как вынуждены зарабатывать деньги для прокорма себя и своей семьи, а общественной работой могут заниматься в свободное от основной работы время.     Те же реестровые казачьи организации, занимающиеся охраной каких-либо государственных учреждений по своей сути представляют новый вид или ответвление от реестрового казачеств это так называемое « шустровско-вахтовое казачество».   Это когда в казачьи частные охранные подразделения набирают охранников с разрядом охранника, независимо от его принадлежности к казачьему роду.  

       Было бы понятно, если бы для несения госслужбы в реестр отбирали поистине талантливых людей, способных не только принести пользу государству Российскому, да еще которые бы как специалисты своего дела могли привнесть новое в развитие казачества из советских людей, в воспитание нового поколения, а не создания очередных потемкинских казачьих классов.

        Хотелось бы напомнить еще о том, что в новом, возрождающемся из советского народа казачества, появилось много теоретиков «казачьих традиций, обычаев», трактующих каждый по-своему. Так появилось ряд ересей (в разговорном русском языке слово «ересь» также имеет значение «чепуха», «бессмыслица» — например, в выражении «нести ересь», то есть, говорить чепуху ).  Например, ответственного за соблюдение порядка на круге почему-то называют «есаульцем». Хотя исконно этим занимался «есаул». Казак шапку ни перед кем не ломает: поэтому в помещениях, как магометяне, казаки сидят в головных уборах, даже если в помещении находится икона.  В помещениях казаки находятся, закутавшись в башлыки, хотя по традиции, входящий в хату  казак, снимая верхнюю одежду, клал на вешалку головной убор и башлык. И. т.д.

       Говоря о перерождении советского человека в казака, следует отметить, что это крайне тяжелый и непростой путь. По словам Президента РФ В.В. Путина: « Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент- патриотизм!» А для казаков еще и вера Православная. К патриотизму нельзя только призвать. Нельзя просто привести советского человека в храм и сказать: «Вот тебе –вера! Верь». Нужно терпеливо, своим личным примером, серьезно воспитывать в человеке духовное начало, начиная с детских лет и в течении всей его дальнейшей жизни.  При этом переделать порой бутафорские «казачьи» классы, которые по своей сути отличаются от остальных классов только казачьей формой.  А необходимо наполнить их духовным содержанием, изменить программу обучения, включив в нее основы православия, традиций и обычаев казачества.

     Основная задача воспитания ложится на Церковь, семью и школу. По словам Патриарха,:    

принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество. И второй очень важный момент, о котором я уже сказал, еще одна ценность, которая находится в самом базисе, в основе казачьей жизни. Это любовь к Отечеству. Она выражается у казаков в стремлении поддерживать основу государственности страны, служить единству народа, преодолению разногласий.»

         Поэтому при воспитании и формировании морально-нравственных устоев нашего подрастающего поколения молодых казаков из числа так называемых общественных, к ко торым мы имеем честь принадлежать, мы придерживаемся 10 Христовых заповедей и прежде всего стараемся крепить Веру православную. При этом всегда добавляем, что если кому-то можно нарушать эти священные правила, то нам нельзя- МЫ КАЗАКИ. Соблюдая казачьи законы, православную Веру и традиции наших предков- мы не имеем права забывать и носить другую форму одежды, кроме традиционной формы наших предков.

    Целью казачества 21 в. мы полагаем объединение всех прогрессивных сил вокруг Президента РФ, проводимой им внешней и внутренней политики, скорейшее восстановление казачества из советского народа, возвращение в Веру Православную и ее защиту.